Бизнес-интервью «Клерка». Антон Долгов, «Первый Бит»: «Бухгалтеры сейчас мега-продвинутые»
Мы возобновляем наши интервью с руководителями ключевых компаний, обслуживающих бухгалтеров. Начали с Антона Долгова, руководителя компании «Первый Бит». Сейчас это один из ведущих франчайзи 1С, где работает 5000 сотрудников. Говорили о том, каково это — технарям работать с бухгалтерами, почему нашему бизнесу не нравятся налоги и что за границей думают об 1С.
— Антон, если представлять компанию тем бухгалтерам, которые о ней ничего не знают, то Первый Бит — это?
— Компания, которая улучшает жизнь бухгалтеров.
— Как?
— Автоматизацией. Наша основная задача сделать так, чтобы автоматизацию, которую мы делаем, бухгалтеры реально использовали.
— И как сделать так, чтобы бухгалтер захотел использовать автоматизацию?
— Через результаты, которые он получает.
Можно так автоматизировать процесс, что за каким-то ответом надо долго «идти» в системе, а можно сделать иконку на рабочий стол. Такое нравится бухгалтерам.
Когда я сам когда-то занимался внедрением, был клиент, которого я сильно любил — Валентина Сергеевна (до сих пор помню!) каждый месяц мне звонила, она была сильно в возрасте, и спрашивала: «Антон, ты меня извини, но я опять забыла, что мне нужно делать.
Это нормальная ситуация. Сейчас просто бы видео сняли с пошаговой инструкцией.
Но могу сказать, что бухгалтеры сейчас мега-продвинутые.
— Да ладно? Недавно только у нас была статья об условном горе-бухгалтере тете Маше, которая не хочет развиваться и слывет грозой всех айтишников.
— Нет, неправда. Я оцениваю бухгалтеров по тем запросам, которые они ставят перед нами.
— А вам ставят такие задачи: сделайте мне так, чтобы я платил меньше налогов? Или это уже вопрос не к вам, а к налоговым консультантам?
— Мы что-то можем здесь сделать, конечно. Если большая компания — это уже не наша задача. Если малая или средняя — то да, подсказать можем.
— Цифровизация. Простыми словами — что это? Все путаются.
— Четкого определения я не встречал нигде. Для меня цифровизация — это изменение бизнес-модели так, что она становится ориентированной на данные.
— Хорошо. А что такое данные в этом случае?
— Пример. Открываю салон красоты. Могу там, где мне понравилось. А могу там, где наибольшие потоки людей в соответствии с данными IT. То есть бизнес принимает решения на основе данных.
Отличный пример такой цифровой компании — Тинькофф.
— Цифровизация не приведет к полной замене бухгалтеров на роботов?
— Приведет, частично. Бухгалтеров, которые делают механическую работу, совершенно точно вытеснят машины. А вот тех, кто думает, придумывает схемы оптимизации, нет. Таких роботов нет.
— Вы не планируете разработать какой-то продукт, чтобы предложить его директорам компаний со словами «Мы поможем вам уволить N бухгалтеров»?
— Жесткую схему озвучиваете. Нет, такого не планируем, чтобы предлагать увольнять людей. Скорее, мы предложим высвободить хороших бухгалтеров для более творческой работы, где требуется мыслить, а не просто заносить документы в компьютер.
Плюс для бухгалтеров — еще есть время для замены части из них роботами.
— Сколько вы даете?
— Лет пять. И давайте не забывать, что мы быстро движемся в сторону аутсорса. Возьмем для примера Англию. Там вообще нет в штате бухгалтеров.
— А в наших реалиях возможен полный уход в аутсорсинг? Ведь, по сути, для российского директора главбух — правая рука, доверенное лицо.
— Главбух остается. Все остальные могут уйти на аутсорс.
Я знаю компанию с оборотом 20 млрд рублей. У них один главбух, все остальные на аутсорсе.
— Первый БИТ работает помимо России, Украины и Казахстана еще в ОАЭ, Канаде и Дубае. Честно говоря, для меня лично открытие, что за рубежом используют что-то, кроме SAPа.
— Он же для крупного бизнеса только подходит. И по цене, и по внедрению.
— Сложно продавать за границей 1С?
— Если говорить о Канаде, Дубае и ОАЭ — то да, сложно. До нас они про 1С не слышали. Мы, например, когда пришли в ОАЭ около пяти лет назад, думали, что про нас там знают. Но нет. Пришлось начинать там с нуля.
— Чем бухгалтеры «там» отличаются от наших?
— Зависит от страны. В Канаде они более консервативные: нормально, когда человек работает в одной компании по 15-20 лет.
В Эмиратах более подвижные ребята. Очень много приезжих. Это страна для работы.
— Про Украину. Как там работается последние годы?
— Стало сложнее. Когда произошли события 14-го года, стали доносить до сотрудников и клиентов, что мы международная компания и вне политики. С этим, вроде справились. Теперь боремся с проблемами из-за недавнего запрета въезжать на Украину россиянам-мужчинам.
— Не бросите Украину?
— Русские своих не бросают. Пройдет кризис. Наши украинские ребята верят нам, а мы им. И это дает надежду.
— Как вы относитесь к критике 1С?
— Это как с лекарством. Даже если оно хорошее, всегда найдутся те, кто оставит плохие отзывы. Найдутся и те, кто попытается создать копии, более дешевые и менее качественные.
Гениальность Нуралиева в том, что он смог создать сильный продукт и сильную сбытовую модель.
Франчайзи обязан дотягиваться до каждого клиента.
Чтобы выжить на рынке, где бухгалтеры с крутыми запросами, надо подкачаться.
— Ваш бизнес напрямую зависит от решений Нуралиева?
— Да.
— Вы ругаетесь на налоговую систему?
— Когда говорят, что в России большие налоги — это вранье. Сейчас рай для малого бизнеса. Да, НДС повышают. Но остается упрощенка — это отличный режим. Возвращаясь к Англии, там вообще нет упрощенной системы и сразу попадаешь на НДС. Если говорить про НДФЛ 13% — это вообще красота.
— Но у нас люди никогда не будут сравнивать себя с Англией. Они посчитают, сколько «теряют» на налогах и сочтут, что они для них лично большие.
— А надо сравнивать, надо. Там до 60 % на Западе доходит нагрузка на человека по подоходному налогу. Надо открывать глаза и грех жаловаться.
— Вы КМС по триатлону. Журналисты всегда спрашиваю вас про ваши достижения. А я спрошу: когда хотелось плюнуть и бросить дистанцию?
— А каждый раз. Сколько раз я хотел остановиться, столько раз я продолжал.
— А вы производите впечатление очень спокойного человека.
— Все зависит от отношения к ситуации. И от того, с чем сравнивать существующее положение вещей.
Недавно был на встрече с Грефом и его спрашивают: «Как вы со стрессами справляетесь?». Он говорит: «А я до этого в Правительстве работал».