Все проекты English Написать директору Блог
Выбор региона
Ваш город:Семей
Поиск
Бизнес-среда: маркировка товаров и цифровизация экономики

Бизнес-среда: маркировка товаров и цифровизация экономики

Система всеобщей маркировки товаров скоро начнёт работать в России. В ближайшие несколько лет она должна охватить все основные группы промышленной продукции: от одежды и обуви до лекарств. Зачем это нужно и что необходимо делать предпринимателям уже сейчас, чтобы переход на цифровую маркировку не стал для них неожиданностью — поговорили в программе «Бизнес-среда».

Сегодня в гостях у ведущей «Бизнес-среды» Регины Крутоус руководитель направления автоматизации розничной торговли компании «Первый БИТ» Ринат Павловский.

— Ринат, Расскажите, что такое маркировка товаров и для чего она нужна?

— Маркировка — это один из шагов к цифровизации экономики и прослеживаемости оборота всех товаров. Сейчас проект находится в стадии эксперимента, но уже к 1 января будет готова вся документация и полная методология процесса. В проекте прописан перечень товаров, который будет подлежать обязательной маркировке.

Покупатель сможет сам контролировать качество продуктов, которые он покупает, не рассчитывая на проверки контролирующих органов. Это позволит повысить качество продаваемых товаров, а как следствие — уровень жизни населения.

Бизнес же получит возможность честной конкуренции без «серых» игроков на рынке. Благодаря общей статистике потребления любое предприятие сможет планировать закупки в зависимости от спроса или предпочтений населения.

— Какие товары подлежат обязательной маркировке и когда это нужно сделать?

— В данном случае уже есть товары, у которых есть маркировка. Естественно, крепкий алкоголь; шубы тоже все маркируются. Далее на очереди идёт табак и табачная продукция — её нужно будет учитывать по новым правилам уже в марте 2019 года, потом обувь — с 1 июля 2019 года. А с первого декабря ещё семь групп товаров: духи и туалетная вода, шины и покрышки, кожаная одежда, постельное бельё и ряд других товаров. С 1 января 2020 года вводится обязательная маркировка медицинских препаратов. Эксперимент по маркировке лекарств идёт уже второй год.

20181002_104207.jpg

В первую очередь это важно для людей — связано больше со здоровьем, качеством, с экологией. Чтобы к нам поступал тот товар, которым мы бы пользовались, и это не вредило бы нашей жизни — всё просто.

— Ринат, и всё же давайте еще раз проговорим, что конкретно должны делать те, кто производит, и те, кто продаёт?

— Предполагается, что для каждого вида товара будут прорабатываться свои средства маркировки. Где-то это будут аналогичные акцизам специальные марки, которые будет печатать Гознак, где-то маркировку будут давать наносить производителям, на некоторых товарах планируется проработать использование RFID-меток. Но на сегодня основным средством маркировки является datamatrix. Он также используется в новых ЕГАИС-ных марках. Такой штрихкод могут считать только 2D-сканеры.

В рамках маркировки производители и импортеры будут печатать на потребительской таре, то есть той, которую получит в руки потребитель, уникальный штрихкод, который будет содержать информацию о количествах продукции произведённой или ввезённой из-за рубежа. При отгрузках оптовику они будут передавать в систему маркировки данные о каждой единице товара, оптовик будет подтверждать получение и передавать данные об отгруженных единицах товара в розницу. А розница будет подтверждать получение товара при помощи сканера и кассы. Механизм очень похож на ЕГАИС 3.0.

Маркироваться должен сам товар или потребительская тара, которая может быть минимально продана покупателю. Например, если лекарство продается блистерами, то должен быть промаркирован каждый блистер.

Так же, как в ЕГАИС, есть возможность собирать товары в коробки, коробки в палеты и так далее. Всего возможны шесть уровней вложенности вплоть до вагонов. Маркировка транспортной тары не обязательна. Она может проводиться при помощи штрих-кодов или кодирования в RFID-метке. Жестких требований нет. Только тип кодирования должен быть Code 128.

— А как и кем будет регулироваться эта система?

— Единым оператором системы маркировки будет выступать Центр развития перспективных технологий. Это наполовину коммерческое, наполовину государственное предприятие.

Со стороны государства контролирующим органом будет ФНС, а объединять государство и бизнес будет минпромторг России. Он будет контролировать, чтобы каждый участник рынка был услышан, и решения не принимались в одностороннем порядке.

Контроль системы будет проводиться на трёх уровнях — через личный кабинет в ФНС, через кассовый аппарат (в нём для каждого товара будут введены соответствующие теги, данные будут отправляться в ОФД). Можно будет сравнить информацию, переданную в маркировку и проданную на кассе. Также уже готово приложение «Честный знак», которое позволяет каждому покупателю отсканировать штрихкод и проверить товар на легальность.

— А что будет предпринимателю, если он вовремя не промаркирует товар?

— В данный момент, так как проект в стадии эксперимента, документация еще не готова, и о штрафных санкциях тоже пока рано говорить.

20181002_104211.jpg

— Понятно, а что необходимо сделать уже сейчас?

— Если у вас есть возможность, обязательно примите участие в пилоте. На вас будет тестироваться система, и вы автоматом будете готовы, когда придёт срок; также вы сможете внести предложения по корректировке системы, если она будет противоречить вашим бизнес-процессам. Старые учётные системы точно не будут обновляться. Я говорю в первую очередь об 1С 7-х версий «Торговля и склад», к примеру, или УТ 10.3.

Если вы сейчас их используете, то начните переход на новые версии — сейчас, он, как правило, небыстрый. В типовых 8-х версиях, скорее всего, будет полный функционал маркировки. Если у вас в принципе нет системы учёта, без неё у вас будет пересортица и ошибки при отправке в маркировку.

Не покупайте 1D-оборудование, иначе его придётся через год менять. Если говорить про сканер штрихкода, то, наверное, не страшно один поменять, но если их много или это терминал сбора данных (ТСД), то купите сразу тот, что с 2D-сканером.

Планируйте заранее. Кто покупал кассы и приходил в последнюю неделю в прошлом году, в принципе, не успели, в этом — успели, но не все. С ТСД точно будет дефицит, а они везутся 6-8 недель производителями, поэтому если их все раскупят перед введением маркировки, то придётся ждать полгода.

А построить успешный бизнес предпринимателям всегда помогут в управлении предпринимательства и инвестиционной политики Новосибирска на Красном проспекте, 50 и в Городском центре развития предпринимательства (телефон 227-59-70).


Узнайте первым об акциях и скидках и получайте профессиональные новости, а также советы по «1С» – еженедельно!

Я даю Согласие на обработку персональных данных

Автоматизируем учет и бизнес-процессы

Получить коммерческое предложение