Роспотребнадзор займется выявлением недобросовестных интернет-магазинов
Законодательство о защите прав потребителей фактически не распространяется на деятельность интернет-магазинов. В связи с этим Роспотребнадзор обратился в правительство с предложением блокировать сайты недобросовестных ритейлеров и предложил ряд других мер для оптимизации регулирования интернет-торговли.
В частности, ведомство предлагает добавить в закон «О защите прав потребителей» определение поставщика как организации или индивидуального предпринимателя, у которых есть сайт, где представлена информация о реализуемых товарах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и куда потребители могут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи.
Поставщики должны будут указывать на сайте свой адрес, режим работы, и предоставлять потребителям полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки товара. В случае нарушений сайт может быть временно заблокирован на уровне доменного имени.
Правительство поручило Роспотребнадзору совместно с профильными министерствами подготовить проект поправок, касающихся защиты прав потребителей интернет-магазинов, и внести законопроект до 1 сентября 2015 года.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Малис Александр ("Евросеть", президент)
Мы поддерживаем эту инициативу, более того, мы первыми говорили, что для решения этой проблемы требуется волевое решение со стороны органов надзора. Блокировка сайтов недобросовестных ритейлеров кажется нам одним из самых эффективных способов борьбы с ними. Более 50% продаваемых через интернет товаров являются подделкой, что делает этот канал самым массовым и популярным для такого сбыта.
Поляничко Татьяна (Руководитель отдела разработки интернет-проектов, Первый БИТ)
В данный момент в России рынок интернет-магазинов стремительно растет и развивается. По последним тенденциям все больший оборот набирают онлайн-магазины - посредники, которые не занимаются производством и доставкой товара, а просто передают входящие заявки производителям или другим магазинам. Подобный интернет-магазин сегодня может создать без особого труда любой желающий, подобная схема работ не требует юридического лица или глубокого понимания сферы деятельности и бизнеса в целом. Главный минус такой схемы для потребителя в том, что количество подобных онлайн-магазинов - посредников множится с каждым днем. И они никак не могут гарантировать ни качество самого товара, ни качество обслуживания. Также довольно часто встречаются случаи, когда владельцу подобного магазина просто надоедает им заниматься, а магазин тем временем висит в сети интернет и вполне себе работает, хотя реального товара там нет, и заказы никто не обрабатывает. Поэтому меры Роспотребнадзора по обязательному указанию на сайте полной информации о товаре, включая срок годности и гарантийный срок, весьма оправданы и должны значительно повысить качество продаваемых в России товаров. К тому же это может являться новым значительным фактором ранжирования интернет-магазина в поисковых системах, что тоже без сомнения повлияет на тщательность подготовки и принятие решения об открытии новых магазинов начинающими предпринимателями. Пока при отсутствии четких стандартов по тому, какая информация должна в обязательном порядке присутствовать на сайте, все будут продолжать размещать лишь те данные, которые считают нужными. Те, кто серьезно подходят к делу, обычно дают максимальную информацию о товаре. Что же касается преимуществ для самих магазинов, то обязательными для нормального ранжирования в поисковых системах сейчас для интернет-магазина являются такие факторы, как точный адрес с указанием города, реквизиты юридического лица на сайте, телефоны с кодом города. Плюсом будет и телефон 8(800), точная информация о доставке и оплате товара.